Вы вошли какГость | Группа "Гости"Приветствую ВасГость | RSS
Вход на сайт

Меню сайта
Ученикам
Олимпиады
Олимпис.Ру  Олiмпiс-Украина
Методпортал

«Методичний портал»

Категории раздела
Тесты [42]
Тесты для проверки знаний, тесты-тренажёры
Математика [25]
Украинский язык [5]
Русский язык [12]
Для уроков [6]
Конспекты, тесты, презентации, которые я сделала сама.
Чтение [8]
Воспитательная работа [6]
Природоведение [31]
Самообразование [3]
Основы здоровья [0]
Труд, ИЗО [1]
Разное [3]
Шаблоны для презентаций [8]
uuuuuu [0]
Наши гости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Работы учителя » Для уроков

Конспект урока "Чтение художественных произведений о матерях и детях" (рус.)
06.09.2011, 20:53

Урок внеклассного чтения. 2 класс

Тема урока: Чтение художественных произведений о матерях и детях.

Цели урока: - познакомить учащихся с произведениями о мамах и детях; формировать умения критически оценивать ситуацию, выделять главную   мысль произведения, делать выводы; развивать монологическую речь; воспитывать уважение к матери, её нелёгкому труду; воспитывать желание  помогать родному человеку, быть неравнодушными детьми.

Оборудование: рисунки детей «Моя мама», книги о мамах Е. Благининой, Л. Воронковой, Я. Акима и др., большой рисунок солнца, запись любой лёгкой музыки.

                                                 Ход урока:

 

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1.     Беседа.

— Ребята, сейчас я назову вам несколько слов:

  Тюльпан, подарок, мимоза, ласка, любовь, март, солнышко.

— О чём вы подумали, услышав их? С каким событием и с кем они связаны? (мама, 8 Марта).

— А почему я вместе с другими словами произнесла слово солнышко? (Высказывания детей).

2.     «Найти пословицу»

П

Р

И

Ю

Е

Т

Ц

Щ

Э

Е

Р

И

Ё

Ц

Ч

Ф

А

Й

С

Ж

К

Е

Ф

Ш

О

Т

Ч

Д

О

Б

Р

Х

Л

З

О

Я

Ш

П

Ё

Г

О

А

Ц

К

Н

Ш

О

Ъ

Ь

Ъ

Л

Н

Ы

Л

О

П

И

М

Щ

Х

Э

Щ

З

С

 

— Посмотрите, даже пословица согласна с вашими высказываниями.

— Чем же похожи мама и солнышко? (Солнце прикреплено к доске)

      Дети называют качества мам и солнца, а учитель делает записи на лучиках.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

— Кто догадался, какая тема нашего урока?

— Обратите внимание на выставку книг. Прочитайте их названия, фамилии авторов. Давайте дадим нашей выставке название, используя строки из стихов, пословицы или предложите свой вариант.

Например: При солнышке тепло, при матери добро.

                    Давайте друзья потолкуем о маме.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Мама – самый дорогой на свете человек. Нам всегда нужны её ласка и забота. Мама всегда поймёт своего ребёнка и простит. А дети должны  не только получать материнскую любовь, но и уметь заботиться о родном человеке. Вот о чём мы будем сегодня читать.

ЗНАКОМСТВО С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ  М. СКРЕБЦОВОЙ  «СЕРДЦЕ МАТЕРИ».

1.     Чтение сказки учителем.

         М. Скребцова

                                  МАМИНО СЕРДЦЕ

            Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками  тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.
Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце...

— Предположите, как будут жить берёзки без мамы? Как им поможет материнское сердце?

— Как вы думаете, почему мамы всегда защищают своих детей?

(На доске учитель рисует сердце).

— Это материнское сердце. Перечислите, какие сокровища в нём живут?

Ответы: доброта, ласка, верность, самопожертвование,…..

 — Расскажите об одном из сокровищ.

 РАБОТА НАД РАССКАЗОМ БОРИСА ЕМЕЛЬЯНОВА «МАМИНЫ РУКИ»

— Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с рассказом Бориса Емельянова «Мамины руки». Я хочу, чтобы вы его прочитали очень внимательно. Это поучительный рассказ. А чему он учит – каждый решит для себя сам.

               Б. Емельянов

                                   МАМИНЫ РУКИ

        Такой это был несчастный, нехороший день!
        С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.
        Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка и никакого сладу с ней нет.
        Мама спросила:
        — Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? — и положила Маше на лоб свою руку.
        Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые.
        На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.
        — Фу, — сказала она. — Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
        — Ну вот, — удивилась мама. — Столько лет жили-дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
        — Жёсткие, — ответила Маша. — Царапаются.
        Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, грустно.
        — Руки обыкновенные, — сказала мама. — Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.
        Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок.
        Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила.
        — Сиди! — сказала бабушка грозно. — Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место — дай тебе бог такой быть, обидчица!
        — Я её обидеть не хотела, — сказала Маша плача.
        — Не хотела, да обидела, — сказала бабушка. — Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое... Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих... Надрала бы уши.
        Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чём дело.
        — Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, — сказала она. — Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте...
        — Знаю, знаю! — закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. — Знаю...
        — Ничего ты не знаешь, — сказала мама. — А если знаешь, говори.
        — Знаю, — сказала Маша. — Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я твои руки обидела.
        — Ну и надеру, — сказала мама. — Чтоб не обижала.
        — Бабушка говорила, — сказала Маша из угла, — что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете.
        Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.

1.     Чтение рассказа детьми.

2.     «Пятиминутное эссе».— Напишите, чему научил вас этот рассказ. Дайте совет, как надо жалеть маму.

(По желанию дети зачитывают свои письма).

ФИЗМИНУТКА.

Упражнения под песню «Самая счастливая».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С КНИГОЙ.

1.     Знакомство со сборником стихов «Посидим в тишине»

   — Как называется книга?

   — Рассмотрите иллюстрации, прочитайте оглавление. Найдите стихотворение А. Барто «Разлука»

2.     Самостоятельное чтение стихотворения А. Барто «Разлука».

3.     Беседа о прочитанном

    - Что мальчик делал для мамы? А ему самому это нравилось? (Нет).

         - Почему же он продолжает делать всё, как учила мама, хотя она в

           командировке и его не видит?

         - Какое настроение у мальчика?

         - Были ли у вас такие ситуации, как в стихотворении? Что вы тогда чув-

            ствовали?

         - А что вы чувствовали, когда мама возвращалась?

         - Если я вас попрошу нарисовать картину «Мама вернулась!», какие бы

           вы краски выбрали? А если «Мама ушла»? А какую картину было бы

           приятнее рисовать?

          - Закройте глаза (звучит музыка) и представьте букет, который вы    

            подарите маме. Из каких цветов он состоит? Нарисуйте его.

          Звучит музыка. Дети рисуют букет.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

        - Нарисуйте дома (по желанию) картину «Радость в доме». Выучите стихотворение к празднику 8 Марта. Понаблюдайте за мамой и напишите, сколько дел за день делают её руки.

 

ИТОГ УРОКА.

       - С произведениями каких авторов мы сегодня познакомились?

       - Прочитайте ещё раз пословицы, с которыми вы работали. Найдите ту, которая, на ваш взгляд, поможет подвести итог нашего урока.

(Если позволяет время, можно прочитать другие стихи о мамах)

        

       - К этому уроку вы нарисовали портреты своих мамочек. Чья же мама лучше всех?

         (Моя! Моя! Моя!)

      - Предлагаю всем дружно сказать: «НАШИ МАМЫ ЛУЧШЕ ВСЕХ!»

 

 

 

Использованные материалы:

1. Занимательное азбуковедение / Авт.- составитель В.В. Волина. – М.: Про- свещение, 1994

2. Емельянов Б. Рассказы. М.: Дет. лит., 1989

3. Интернет  http://www.dobrieskazki.ru/books1.htm - сказка М. Скребцовой «Мамино сердце»

 

 

 

 

 

 

Категория: Для уроков | Добавил: Надежда
Просмотров: 6541 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Спасибо! Так за душу взяло, что обязательно прочту и в 5 и в 6 классе. А то некоторые дети забыли о простом, добром, вечном.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Внимание!
Дистанционное обуч
Творча майстерня
Образование
  • Міністерство освіти
  • Сайт школы № 65 г. Мариуполя
  • Мариупольский НМЦ
  • Освіта в Україні
  • Конструктор тестов "Simpoll"
  • Сайт Никитченко
  • Поиск
    Сайты коллег
    Альтернативный текст Школьный мир. Сайт учителя начальных классов Порошук Ирины Владимировны Школьный дворик Рудаковой Лидии Блог Табарчук Ирины Доронина Информатика  Сайт учителя Григоренко Грига Виктория Сторожинська С.М. ЗбандутоЕЕ Могильная Н.Н. Филиппок
    Кнопка сайта
  • Кнопка сайта Збандуто Н.Н.
  • Контакты
    Сайт Надежды Збандуто © 2017