Вглядевшись
внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в
душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой
доверительной беседе.
Малыш
провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут –
картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей
скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и
нет лица. Он вооружен до зубов. Ему требуется защита. Может быть,
кто-то обидел его? Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Он устал? А
может быть, болен?
Особенности возраста Рисунок
для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет – это только
черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть,
экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел.
Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек – мама, папа,
сам малыш. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги»:
существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с
ножками.
Анализировать
рисунок можно начинать с 4-5 лет. Человечек на рисунке уже состоит из
двух овалов с ручками и ножками – палочками. Появляется интерес к
различным занятиям, предметам, окружению главного героя. К семи годам
«живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа,
как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а
руки и ноги изображают двойными линиями. Это указывает на гармоничное
развитие ребенка.
Структура рисунка Предложите
ребенку нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты
каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и
достаточно бумаги – обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет.
Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе
рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с
вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.
Для
верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим
впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Чтобы точнее определить это, для
описания рисунка используйте понятия: «светлый» – «темный», «яркий»
–«тусклый», «спокойный» – «тревожный», «агрессивный» –
«доброжелательный», «богатый» – «бедный» и так далее. Например, грустный
– на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа,
лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный – с угрожающей
мимикой, позами, возможно, с оружием.
Если
самим вам сложновато, то можно найти таких же заинтересованных
родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться
друг с другом ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов».
Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к тому, как
сейчас чувствует себя ребенок. Если негативных оценок слишком
много, то это может говорить о психологическом неблагополучии ребенка.
Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному
рисунку. Возможно, ребенок просто обижен.
Совпадает
ли количество членов семьи на бумаге реальному? Первым и самым крупным,
как правило, изображается наиболее значимый в понимании ребенка член
семьи. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают
наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый
несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также
свидетельствует о негативе, отмечает журнал «Мама и малыш».
Не
забывайте, однако, что дети живут сиюминутными переживаниями. К
примеру, малыш не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и
бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в
командировку». А младшей сестренки на рисунке нет, потому что она «спит
в другой комнате». Ребенок не может примириться с тем, что мама из-за
сестры не уделяет ему столько же внимания, как прежде. Подобные
«коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим
эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания
взрослых, а лучше – игр в компании таких же малышей.
Важные детали ▪ Члены семьи объединены каким-то общим делом – знак хорошей «погоды в доме». ▪
Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных - «сигнал» о своей
изолированности в семье. Родные отделены друг от друга перегородками
–возможный признак проблемах в общении. ▪ Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя – он «занимает много места в их жизни». ▪
На рисунке нет самого маленького художника – «мне нет места» в
отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос:
«Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Но бывает, что даже прямое
указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет:
«не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным
поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.
Манера письма ▪ Частые самоисправления – первый признак повышенной тревожности. ▪ Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов – малыш как бы опасается провести решительную линию – также признак опаски. ▪ Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками – возможно, малыш чего-то боится. ▪ Многочисленные украшения, множество деталей в костюме – желание быть замеченным, тяга к внешним эффектам. ▪
Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка –
ребенок склонен к быстрому утомлению, эмоционально чувствителен,
психологически неустойчив. ▪ Линии не доводятся до конца, рисунок
размашистый, небрежный – его автор импульсивен. Стоит обратить внимание
на сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не
помещается» на листе – признак энергии, бьющей через край, даже
агрессии. ▪ Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к
краю – малыш не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных слишком
строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его
реальным возможностям. ▪ Символы агрессии – большие акцентированные
кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы.
Взрослым следует разобраться, зачем ребенку понадобилась такая
демонстрация своей силы.
Палитра – зеркало души Обычно
в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает
натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о
негативных эмоциях в данный момент.
▪ Темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ; ▪ зеленый – уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности; ▪ красный – сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость; ▪ желтый – положительные эмоции, любознательность, оптимизм; ▪ фиолетовый – фантазия, интуиция; ▪ коричневый – медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции; ▪ черный – подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях; ▪ серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.
Источник: e-Motion
|