Тема: Деревья, кустарники,
травянистые растения.
Цель: продолжить формировать понятия
«растение», закрепить понятия «дерево», «куст», «травянистое
растение», расширить понятия о лиственных
и хвойных растениях, однолетних, двулетних и многолетних растениях; умение
отличать эти растения; формировать умения сравнивать; воспитывать
самостоятельность, стремление находить ответы на поставленные вопросы, бережно
относиться к растениям.
Оборудование: рисунки с изображением
деревьев, кустарников, травянистых растений, распечатанные тексты «Кто
главнее?» и «Пролесок» для каждого ученика.
ХОД УРОКА:
I.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ.
— Какой сегодня день?
— Какая сегодня погода?
— Как изменились
растения?
II.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1.
Беседа- размышление.
На прошлом уроке мы
изучали строение растений.
— Назовите части растений.
— Какая часть (на ваш
взгляд) главнее?
— Без какой части
растение может прожить?
2.
Работа в группах. Использование
технологии «Аквариум»:
а) класс делится на
группы: «Корень», «Стебель», «Листья», «Цветок», «Плоды. Семена»;
б) чтение сказки «Кто
главнее?» в группах (каждый читает свою часть)
КТО САМЫЙ ГЛАВНЫЙ?
Вот заспорили как-то части растения:
кто из них самый главный?
Корень. Я здесь самый главный! Я укрепляю
растение в почве, я пою ее водой и кормлю минеральными солями. Но что растения
— я и людей, и животных кормлю! Да еще и лечу иногда. Бывает, мастера из меня
такую красоту делают, что и на международные выставки попадаю! Только то, что я
первым из семян появляюсь, говорит о моей важности!
Листок (отрицает). Подумаешь! Ты, корень,
живешь в темноте, да еще и за мой счет. Это я готовлю растению питательные
вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда
растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и
людей. Да и дышится рядом со мной легко. А тебя, корень, я могу вырастить и
так.
Стебель
(возмущается). Ой, какие же вы важные! А что бы вы без меня делали? Ни
корню без меня не жить, ни листьям. Это же мои тоненькие трубочки-волокна пересылают
питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питания корню
передают, а другие — письму. С ранней весны до самой зимы работаю, не покладая
рук. Немного отдохну зимой, а с приходом тепла снова берусь за работу. Поднимаю
вверх ветки с листьями и располагаю
так, чтобы все солнышко увидели.
Цветок (удивленно). Какие вы наивные,
спорите, кто из вас самый главный... Все, что вы делаете, - это все для меня!
Не будет меня, - не будет и семян, а не будет семян — не будет и растения! Все,
что вы получили из почвы, воздуха, воды, света, - вся эта забота обо мне. Будет цветок — будут семена,
а, следовательно, будет растение.
Семена. Ваши пререкания пусты.
Я — главнее всего! Все, что вы взяли
из почвы, воздуха, воды, - все это для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому
растению.
Из меня разовьется и корень, и
стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новые семена!
3. Дискуссия.
— Доказать, что ваша часть
главнее.
— Какое значение имеет каждая
часть?
4.
Выводы.
— Почему лист не может
жить без корня?
— Какое значение имеет
цветок для растения?
— Какая же часть растения
самая главная?
III.
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.
Отгадать загадки.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый
год. (Ель)
***
Только тронь –
Отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь. (Крапива)
***
В лесах, возле речек
живёт красота,
Красные бусы носит
она. (Калина)
(вывесить рисунки растений на доске)
IV.
АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
— Можно объединить эти
растения в одну группу? Почему нельзя?
— На какие группы их
можно разделить?
— Продолжите: кусты — это
калина, ….; деревья — это ель, …..;
травянистые растения — это крапива, …….
V.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
VI.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.
«Мозговая атака»
Написать всё, что вы
знаете о деревьях, о кустах, о травянистых растениях (задания распределить по
рядам).
2.
Работа с текстом «Какие бывают
деревья, кустарники, травянистые растения».
Используется технология «Джигсоу»
(«Мозаика»):
-
класс делится на группы; каждая группа изучает свою часть
текста;
-
образуются новые группы (по одному представителю от предыду-
щих);
- каждый в новой группе объясняет
товарищам свою часть текста
(происходит обучение и закрепление
нового материала).
КАКИМИ БЫВАЮТ ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ
Деревья.
Растения, имеющие один твёрдый
деревянистый стебель (ствол), — это дерево.
Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья – клён, берёза, дуб, осина, тополь, вишня, каштан. У них
листья широкие. У хвойных деревьев листья узкие, похожие на иголки. Это
хвоинки. Хвоя — изменённые листья. К хвойным деревьям относятся сосна, ель,
кедр, пихта, лиственница. Деревья — это многолетние растения.
Кустарники
Растения, имеющие несколько твёрдых
деревянистых, но значительно более тонких, чем у деревьев, стеблей, — это
кустарник. Кустарник бывает лиственным и хвойным. Лиственные кустарники — это
сирень, калина, смородина, орешник, шиповник и другие. Листья у них широкие. У
можжевельника листья узкие. Это хвоинки. Кустарники — это многолетние растения.
Травянистые однолетние растения
Однолетние травянистые растения живут
на протяжении одного года. Весной они прорастают из семян. Летом и осенью
цветут, дают плоды с семенами и отмирают. Это горох, огурцы, подсолнечник,
перец, помидоры, гречиха.
Двулетние травянистые растения
Двулетние растения на первом году
жизни прорастают из семян, но не цветут. Цветы и плоды с семенами появляются у
них на второй год. Дав семена, двулетние растения отмирают. Морковь, капуста,
свёкла, петрушка — это двулетние растения.
Многолетние травянистые растения
У многолетних травянистых растений
есть луковицы, клубни, корневища. Из них ежегодно вырастают новые растения. Они
цветут, дают плодоносят и отмирают. А луковицы, клубни, корневища зимуют в
почве. Многолетних растений в природе много. Это лук, чеснок, тюльпан, крапива,
одуванчик, земляника.
— Назвать существенные
признаки деревьев, кустарников, травянистых растений.
— Придумать и задать друг
другу вопросы:
— Почему ………?
— Что общего……..?
— Чем отличаются……………?
3.
Практическая работа.
Распределить рисунки на 3
группы (каждой группе даётся пакет с рисунками растений по 5-6 видов из
изученных понятий).
Ответ дать через 1
минуту. Отвечает командир.
4.
Диаграмма «Венна».
Работа в парах.
Сравнить берёзу и калину.
— Что особенного у
каждого растения?
— Чем они отличаются?
— Чем они похожи?
(Можно опрашивать устно и
доску не использовать)
VII.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
— Как отличить дерево от
куста?
— По каким важным
признакам растения делятся на 3 группы?
VIII.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
На нашей планете много удивительных растений. С некоторыми мы
знакомы с детства. Но всё ли мы о них знаем?
Например, о подснежниках
– первых весенних цветах?
1.
«Мозговая атака»
— Написать, что знаете о
пролесках (сначала самостоятельно на листочках, а потом на доске).
2. Стадия усвоения.
Прочитать самостоятельно
текст. Сделать пометки «знал» (+), «не знал» (-), «это меня удивило» (?)
ПОДСНЕЖНИК
Самая главная красота и радость леса
в период ранней весны — подснежники. Какие же они? Одни говорят, что подснежник голубой, как весеннее небо,
другие отрицают, что он золотист, как солнечный луч, а еще другие — что белый,
как снег, который не успел еще растаять. И все будут правые. Потому что
подснежниками часто называют любые цветы, что первыми появляются из-под снега,
— временами даже раньше, чем он взойдет. Это и пролески, и ряст, и первоцвет...
Но есть среди них и собственно
подснежник. Растет он в лесах Кавказских гор. Это маленькое многолетнее
растение, которое выпускает ранней весной два длинных узких листка и цветочную
стрелку с одним белым, хрупким, как будто пониклым цветком. Ее научное название — галантус — образовано от двух греческих слов,
что в переводе значат молоко и цветок, и точно отображают цвет лепестков.
Издавна подснежник считался символом
надежды. Древняя легенда рассказывает, что в момент изгнания Адама и Евы из рая
было холодно, шел снег, и Ева замерзла. Чтобы утешить ее, несколько снежинок
превратилось в цветки подснежника — вестника весны.
Подснежник имеет целебные свойства — лечит
психические расстройства и охраняет от нечистой силы. Потому в Англии есть
традиция сажать подснежники около дверей
домов.
3.
Пятиминутное эссе.
Учитель ставит два
задания: написать одну вещь, про которую узнали на уроке по теме, и написать
один вопрос, который остался для ученика нерешённым (это нужно для планирования следующего урока).
4.
Стадия размышления.
Вернуться к «Мозговой
атаке»
— Что знали? Чего не
знали? Что хотите узнать?
— Какой вывод сделаем?
«ПРИРОДУ НАДО ОХРАНЯТЬ!»
IX.
Домашнее задание.
Стр. учебника 111- 114,
найти ответы на непонятные вопросы.
|