Вы вошли какГость | Группа "Гости"Приветствую ВасГость | RSS
Вход на сайт

Меню сайта
Ученикам
Олимпиады
Олимпис.Ру  Олiмпiс-Украина
Методпортал

«Методичний портал»

Категории раздела
Тесты [42]
Тесты для проверки знаний, тесты-тренажёры
Математика [25]
Украинский язык [7]
Русский язык [12]
Для уроков [6]
Конспекты, тесты, презентации, которые я сделала сама.
Чтение [17]
Воспитательная работа [6]
Природоведение [39]
Самообразование [3]
Основы здоровья [0]
Труд, ИЗО [1]
Разное [3]
Шаблоны для презентаций [8]
uuuuuu [0]
Наши гости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Работы учителя » Для уроков

Конспект урока для 3 класса по курсу Я и Украина". Тема: "Деревья, кустарники и травянистые растения"
06.09.2011, 21:12

Тема:         Деревья, кустарники, травянистые растения.

 

Цель: продолжить формировать понятия «растение»,  закрепить понятия            «дерево», «куст», «травянистое растение», расширить понятия о лиственных  и хвойных растениях, однолетних, двулетних и многолетних растениях; умение отличать эти растения; формировать умения сравнивать; воспитывать самостоятельность, стремление находить ответы на поставленные вопросы, бережно относиться к растениям.

 

Оборудование: рисунки с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений, распечатанные тексты «Кто главнее?» и «Пролесок» для каждого ученика.

 

                                              ХОД УРОКА:

I.                  НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ.

— Какой сегодня день?

— Какая сегодня погода?

— Как изменились растения?

II.               ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1.     Беседа- размышление.

На прошлом уроке мы изучали строение растений.

— Назовите части растений.

— Какая часть (на ваш взгляд) главнее?

— Без какой части растение может прожить?

2.     Работа в группах. Использование технологии «Аквариум»:

а) класс делится на группы: «Корень», «Стебель», «Листья», «Цветок», «Плоды. Семена»;

б) чтение сказки «Кто главнее?» в группах (каждый читает свою часть)

 

КТО САМЫЙ ГЛАВНЫЙ?

Вот заспорили как-то части растения: кто из них самый главный?

Корень. Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою ее водой и кормлю минеральными солями. Но что растения — я и людей, и животных кормлю! Да еще и лечу иногда. Бывает, мастера из меня такую красоту делают, что и на международные выставки попадаю! Только то, что я первым из семян появляюсь, говорит о моей важности!

Листок (отрицает). Подумаешь! Ты, корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет. Это я готовлю растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко. А тебя, корень, я могу вырастить и так.

Стебель  (возмущается). Ой, какие же вы важные! А что бы вы без меня делали? Ни корню без меня не жить, ни листьям. Это же мои тоненькие трубочки-волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питания корню передают, а другие — письму. С ранней весны до самой зимы работаю, не покладая рук. Немного отдохну зимой, а с приходом тепла снова берусь за работу. Поднимаю вверх ветки с листьями и располагаю так, чтобы все солнышко увидели.

Цветок (удивленно). Какие вы наивные, спорите, кто из вас самый главный... Все, что вы делаете, - это все для меня! Не будет меня, - не будет и семян, а не будет семян — не будет и растения! Все, что вы получили из почвы, воздуха, воды, света, - вся эта забота обо мне. Будет цветок — будут семена, а, следовательно, будет растение.

Семена. Ваши пререкания пусты.

Я — главнее всего! Все, что вы взяли из почвы, воздуха, воды, - все это для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению.

Из меня разовьется и корень, и стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новые семена!

               3. Дискуссия.

                  — Доказать, что ваша часть главнее.

                  — Какое значение имеет каждая часть?

    4. Выводы.

— Почему лист не может жить без корня?

— Какое значение имеет цветок для растения?

— Какая же часть растения самая главная?

III.           МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.     Отгадать загадки.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.  (Ель)

                        ***

Только тронь –

Отдёрнешь ладонь:

Обжигает трава,

Как огонь.     (Крапива)

                          ***

В лесах, возле речек живёт красота,

Красные бусы носит она.    (Калина)

(вывесить рисунки растений на доске) 

IV.            АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

— Можно объединить эти растения в одну группу? Почему нельзя?

— На какие группы их можно разделить?

— Продолжите: кусты — это калина, ….; деревья — это ель, …..;   травянистые растения — это крапива, …….     

V.               СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

VI.            ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.     «Мозговая атака»

Написать всё, что вы знаете о деревьях, о кустах, о травянистых растениях (задания распределить по рядам).

2.     Работа с текстом «Какие бывают деревья, кустарники, травянистые растения».

     Используется технология «Джигсоу» («Мозаика»):

      -   класс делится на группы; каждая группа изучает свою часть

          текста;

      -  образуются новые группы (по одному представителю от предыду-

         щих);

       - каждый в новой группе объясняет товарищам свою часть текста

         (происходит обучение и закрепление нового материала).

 

КАКИМИ БЫВАЮТ ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ

Деревья.

Растения, имеющие один твёрдый деревянистый стебель (ствол), — это дерево.

Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья – клён, берёза, дуб, осина, тополь, вишня, каштан. У них листья широкие. У хвойных деревьев листья узкие, похожие на иголки. Это хвоинки. Хвоя — изменённые листья. К хвойным деревьям относятся сосна, ель, кедр, пихта, лиственница. Деревья — это многолетние растения.

Кустарники

Растения, имеющие несколько твёрдых деревянистых, но значительно более тонких, чем у деревьев, стеблей, — это кустарник. Кустарник бывает лиственным и хвойным. Лиственные кустарники — это сирень, калина, смородина, орешник, шиповник и другие. Листья у них широкие. У можжевельника листья узкие. Это хвоинки. Кустарники — это многолетние растения.

 

Травянистые однолетние растения

Однолетние травянистые растения живут на протяжении одного года. Весной они прорастают из семян. Летом и осенью цветут, дают плоды с семенами и отмирают. Это горох, огурцы, подсолнечник, перец, помидоры, гречиха.

Двулетние травянистые растения

Двулетние растения на первом году жизни прорастают из семян, но не цветут. Цветы и плоды с семенами появляются у них на второй год. Дав семена, двулетние растения отмирают. Морковь, капуста, свёкла, петрушка — это двулетние растения.

 

Многолетние травянистые растения

У многолетних травянистых растений есть луковицы, клубни, корневища. Из них ежегодно вырастают новые растения. Они цветут, дают плодоносят и отмирают. А луковицы, клубни, корневища зимуют в почве. Многолетних растений в природе много. Это лук, чеснок, тюльпан, крапива, одуванчик, земляника.  

              

— Назвать существенные признаки деревьев, кустарников, травянистых растений.

— Придумать и задать друг другу вопросы:

— Почему ………?

— Что общего……..?

— Чем отличаются……………?

3.     Практическая работа.

Распределить рисунки на 3 группы (каждой группе даётся пакет с рисунками растений по 5-6 видов из изученных понятий).

Ответ дать через 1 минуту. Отвечает командир.

4.     Диаграмма «Венна».

Работа в парах.

 Сравнить берёзу и калину.

— Что особенного у каждого растения?

— Чем они отличаются?

— Чем они похожи?

(Можно опрашивать устно и доску не использовать)

VII.        ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.

— Как отличить дерево от куста?

— По каким важным признакам растения делятся на 3 группы?

 

VIII.     РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

        На нашей планете  много удивительных растений. С некоторыми мы знакомы с детства. Но всё ли мы о них знаем?

Например, о подснежниках – первых весенних цветах?

1.    «Мозговая атака»

— Написать, что знаете о пролесках (сначала самостоятельно на листочках, а потом на доске).

2.     Стадия усвоения.

Прочитать самостоятельно текст. Сделать пометки «знал» (+), «не знал» (-), «это меня удивило» (?)

ПОДСНЕЖНИК

Самая главная красота и радость леса в период ранней весны — подснежники. Какие же они? Одни говорят, что подснежник голубой, как весеннее небо, другие отрицают, что он золотист, как солнечный луч, а еще другие — что белый, как снег, который не успел еще растаять. И все будут правые. Потому что подснежниками часто называют любые цветы, что первыми появляются из-под снега, — временами даже раньше, чем он взойдет. Это и пролески, и ряст, и первоцвет...

Но есть среди них и собственно подснежник. Растет он в лесах Кавказских гор. Это маленькое многолетнее растение, которое выпускает ранней весной два длинных узких листка и цветочную стрелку с одним белым, хрупким, как будто пониклым цветком. Ее научное название — галантус — образовано от двух греческих слов, что в переводе значат молоко и цветок, и точно отображают цвет лепестков.

Издавна подснежник считался символом надежды. Древняя легенда рассказывает, что в момент изгнания Адама и Евы из рая было холодно, шел снег, и Ева замерзла. Чтобы утешить ее, несколько снежинок превратилось в цветки подснежника — вестника весны.

 Подснежник имеет целебные свойства — лечит психические расстройства и охраняет от нечистой силы. Потому в Англии есть традиция сажать подснежники  около дверей домов.

3.     Пятиминутное эссе.

Учитель ставит два задания: написать одну вещь, про которую узнали на уроке по теме, и написать один вопрос, который остался для ученика нерешённым (это нужно для планирования следующего урока).

4.     Стадия размышления.

Вернуться к «Мозговой атаке»

— Что знали? Чего не знали? Что хотите узнать?

— Какой вывод сделаем?

«ПРИРОДУ НАДО ОХРАНЯТЬ!»

IX.            Домашнее задание.

Стр. учебника 111- 114, найти ответы на непонятные вопросы.

          

 

 

 

 

Категория: Для уроков | Добавил: Надежда
Просмотров: 8063 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Творча майстерня
Образование
  • Міністерство освіти
  • Сайт школы № 65 г. Мариуполя
  • Мариупольский НМЦ
  • Освіта в Україні
  • Конструктор тестов "Simpoll"
  • Сайт Никитченко
  • Поиск
    Сайты коллег
    Альтернативный текст Школьный мир. Сайт учителя начальных классов Порошук Ирины Владимировны Школьный дворик Рудаковой Лидии Блог Табарчук Ирины Доронина Информатика  Сайт учителя Григоренко Грига Виктория Сторожинська С.М. ЗбандутоЕЕ Филиппок
    Кнопка сайта
  • Кнопка сайта Збандуто Н.Н.
  • Контакты
    Сайт Надежды Збандуто © 2024