ма. Скелет и мышцы. Осанка. Укрепление скелета
и мышц.
Цель: продолжить
формировать понятие человек – живой
организм; сформировать понятия скелет и мышцы, формировать представление
о взаимосвязи всех систем органов; разъяснить правила формирования красивой
осанки человека; продолжить формировать навыки самостоятельной работы с
учебником и тетрадью.
Оборудование: таблицы «Скелет и мышцы», «Виды
спорта», таблицы прошлого урока.
t
- ХОД
УРОКА
-
I. ПРОВЕРКАДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Фронтальный
опрос.
- Какое значение
для человека имеет кожа?
— Назовите составные
части кожи.
— Почему кожа не мешает
человеку двигаться?
-
Почему летом на солнце и во время подвижных игр на коже
появляется пот?
- Почему кожа всегда
должна быть чистой?
-
Как нужно заботиться о чистоте кожи?
— Как
нужно закалять кожу?
- Что
нужно делать при небольших повреждениях кожи?
2. Фронтальная
проверка
решения
познавательных
задач
прошлого
урока.
3. Фронтальная проверка выполнения заданий в тетради на с. 54.
4.
Индивидуальный опрос.
Задание 1. Расскажи по таблице
(рисунку) о строении кожи человека, о ее значении для людей.
I
Задание 2. Заполните таблицу
«Строение кожи» прошлого урока.
Задание 3, Проверь и
прокомментируй ответ первого ученика и записи в таблице второго и третьего
учащихся, оцени их.
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Самонаблюдение
за
своим
телом.
а) Прощупайте свои голову, лицо, руки, ноги. Что
вы ощущаете под кожей — твердое, а также мягкое, но упругое?
б) Встаньте
рядом с партой. Что произошло с вашими коленями,
с большой мышцей под коленом?
в) Положите
руку на щеку, посмотрите на соседа по парте и улыб-
нитесь ему. Что вы ощутили под рукой?
2. Беседа.
— Что
образуют кости все вместе?
— Почему
скелет называют опорой тела?
—Почему мы изучаем скелет вместе с мышцами?
—Как работают мышцы?
IV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Рассказ
учителя
с
элементами
беседы
и
демонстрацией
таблицы.
План рассказа
1) Строение костей, их количество в теле человека.
У взрослого человека 206 костей, некоторые из них очень твердые и крепкие.
Трубчатая кость нижних конечностей может выдержать
1500 кг — это приблизительная масса слона.
2) Скелет — опора тела человека,
части скелета, функции скелета. Масса скелета новорожденного ребенка составляет
11 % массы тела, позже она увеличивается и у взрослого достигает 20 % массы
тела.
Человек растет неодинаково: более быстро летом,
медленнее — зимой. Почему?
Рост костей прекращается в 18—20 лет.
Дома вы решите познавательную задачу и
подсчитаете свой рост, имея в виду, что
длина тела в 19 раз больше длины
среднего пальца руки.
2.
Практическая работа
2 нас.
158 учебника.
3.
Работа с
текстом
«Как
быть
стройным»
(с.
159 учебника).
Прочитайте текст и перечислите правила формирования хорошей
осанки у человека, предупреждения искривления позвоночника и грудной клетки.
4. Вопросы
проблемного
характера.
А достаточно ли для формирования хорошей стройной осанки
обращать внимание только на кости?
Почему органы, которые мы изучаем сегодня, относятся к костно-мышечной
системе человека?
Как человек двигается, смеется, рисует?
Обсуждение догадок,
предположений учащихся.
4.
Рассказ учителя
о
мышцах,
их
значении (по плану текста «Как человек двигается», приведенного на с. 159—160 учебника) с демонстрацией таблицы.
ИНТЕРЕСНЫЕ СВЕДЕНИЯ К РАССКАЗУ.
Количество мышц в теле человека — 639, скелетных — 400 (то
есть без мышц внутренних органов).
В каждом шаге принимает участие до 300 мышц!
Самая сильная — икроножная мышца. Каждый здоровый человек
может стоять на пальце одной ноги и даже поднять еще кого-то.
В течение дня человек делает 20 тысяч шагов, за
год — 7 млн, за 70 лет жизни — почти 500 млн шагов. Это расстояние приблизительно
384 тысячи километров — равно расстоянию от Земли до Луны!
6.
Практическая работа
по
инструкции
учебника
(с.
160).
7. Работа
с
текстом
«Почему
нужно
тренировать
мышцы»
(с.
160—161
учебника).
Прочитайте текст и составьте его план.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
1. Беседа.
- Что образуют кости в теле человека?
— Почему скелет называют опорой тела!
— Почему мы изучаем
скелет вместе с мышцами?
—
Как называется система органов человека, в которую входят скелет
и мышцы?
— На
какие части можно разделить скелет?
-
Какое значение для тела имеет скелет, кроме того, что служит
опорой?
- Какое значение имеют
мышцы в организме человека?
— В чем
заключается работа мышц?
— Для чего нужно тренировать мышцы?
—
Как выработать правильную, здоровую осанку?
—
Слово мускулы в переводе
с латыни означает «мышата». Почему?
2. Работа в тетради
(выполнение
заданий
нас. 55).
VI. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Заполнение
на
доске
схемы «Скелет и мышцы».
На доске записаны слова для справок: сокращаются, опора, мышцы, расслабляются, защита
внутренних органов, скелет.
|