Город основан в 1778 г. по Указу императрицы
Екатерины в связи с переселением на берега Азовского моря выходцев
из Крыма, в основном греков. Уже в 1782 г. в Мариуполе, ставшем
уездным городом Азовской губернии, числилось 2948 жителей.
С конца XVIII до середины XIX века в Мариуполе
развивались главным образом мелкие кустарные предприятия: кожевенные,
салотопные заводы, кузнечные, бондарные и другие мастерские. Большие
доходы мариупольским купцам и мещанам приносили рыбозаводы. Соленую
и вяленую рыбу вывозили с берегов Азовья во многие города страны.
На кирпичных, черепичных и известковых заводах
из местного сырья изготовлялись строительные материалы.
В конце XVIII века Мариуполь становится значительным
торговым центром. Растет роль внешней торговли. В 1800 г. здесь
открывается таможенная застава, а в 1809 г. - портовое управление.
В 1888 г. была проведена железная дорога, связывающая
Мариуполь с центральными районами Донбасса. В 1889 г. первые суда
принял новый морской порт.
Близость Мариуполя к донецкому углю, керченским
железным рудам и наличие удобного морского порта явились главными
условиями зарождения в городе крупной промышленности. В 1896 г.
русские и иностранные предприниматели организовали Никополь-Мариупольское
горное и металлургическое общество, построившее в 7 км от города
металлургический завод.
В 1897-1899 гг. бельгийское акционерное общество
"Русский Провиданс" построило второй металлургический
завод для производства железнодорожных рельсов.
Вместе эти два завода стали крупнейшими поставщиками
чугуна, стали проката и составили значительный удельный вес в общем
балансе страны.
В 20-е годы на базе заводов Никополь и Провиданс
был создан один из крупнейших ныне в стране металлургический комбинат
им. Ильича.
В конце XIX века в Мариуполе, кроме металлургических,
действовали заводы сельскохозяйственного машиностроения, чугунолитейный,
шесть кожевенных, 27 кирпично-черепичных, а также макаронная фабрика
и паровая мельница.
В 1930 г. было принято решение о строительстве
в Мариуполе завода "Азовсталь". 11 августа 1933 г. вступила
в строй первая азовстальская доменная печь.
Одновременно сооружались коксохимический завод
и завод металлоконструкций. В 1929 г. началось строительство консервного
завода. Механические мастерские порта были преобразованы в судоремонтный
завод.
Экономическое развитие города сопровождалось
бурным ростом населения. К 1941 г. перед началом войны население
города увеличилось до 241,1 тыс. чел.
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945
гг.) городу был нанесен значительный ущерб. Были разрушены все предприятия,
железнодорожное хозяйство, водохранилища, водопроводная, канализационная
сеть, трамвайные пути, мосты, 32% жилищного фонда.
В послевоенные годы городское хозяйство и промышленность
города были не только восстановлены, но и увеличили свою мощность.
На предприятиях тяжелой индустрии построены крупные
прокатные станы, трубосварочные цехи, мощные мартеновские печи,
другие производства. На территории порта сооружены новые торговые
и пассажирские причалы, расширен грузооборот порта. Создано Азовское
морское пароходство. Получила развитие социальная сфера города.
Сформирован крупный научный потенциал.
С 1948 по 1988 г. город носил название Жданов.
В 1989 г. городу было возвращено его историческое имя Мариуполь.
|